вторник, 13 апреля 2010 г.

Главное – не навредить

Необходимость высказаться по проблемам закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) вызвана статьей, опубликованной в журнале "Российская Федерация" №7 за апрель текущего года, автор которой, президент Ассоциации ЗАТО "Росатома" Геннадий Лисавкин поднимает серьезные проблемы развития и существования городов, имеющих для России стратегическое значение.

В Государственной Думе создана и работает с участием депутатов, членов Совета Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти межведомственная комиссия, разрабатывающая изменения в Закон "О ЗАТО", который устарел и пришел в несоответствие с сильно измененным за последние годы российским законодательством.

В этой ситуации члены комиссии должны учесть всю палитру предложений и замечаний, которые будут высказаны не только теоретиками, но и практиками, живущими и работающими в ЗАТО. Ведь в данной ситуации главное – не навредить, не выплеснуть ребенка с грязной водой.

Сразу скажу, что не могу согласиться с автором статьи по поводу того, чтобы сделать ЗАТО городами федерального значения. Да, в целом идея хорошая, но нельзя забывать в какое время мы живем. Разве наши федеральные законодатели и исполнительная власть в лице Правительства и Минфина России в условиях финансового кризиса пойдут на то, чтобы увеличить финансирование ЗАТО? Ведь даже на текущий год бюджет, к примеру, ЗАТО г. Североморск сокращен на 500 миллионов рублей. На фоне тех изменений, которые были внесены в закон "О ЗАТО" после его принятия в 1992 году и ликвидировали все то положительное, что было внесено в него изначально, и приближают ЗАТО де-юре и де-факто к статусу обычного города, сложно рассчитывать на превращение ЗАТО в города федерального значения.

Мы должны осознавать, что придание такого статуса ЗАТО фактически ликвидирует местное самоуправление в закрытых городах. А это уже нарушение Конституционных норм. Ограничить действие Конституции Федеральный Закон не может. Кроме того, лишение граждан ЗАТО права на осуществление местного самоуправления сведет к минимуму и так ограниченные их права.

Если говорить об участии субъекта РФ в межбюджетных отношениях, то это было вызвано принятием Федерального Закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с этим законом часть полномочий местной власти, таких, как социальная политика, заработная плата работников сферы образования были переданы на областной уровень. А уж если говорить о методике предоставления дотаций, которые мы получаем из субъекта на бюджетное выравнивание, то очень многое зависит от нашей работы с депутатами областного уровня. Нельзя не отметить и положительный фактор от этого нововведения. Я имею в виду усиление контроля над расходованием бюджетных средств со стороны субъекта.

Если же говорить о самом законе "О ЗАТО", то необходимо идти по пути его совершенствования, но, обязательно, согласовав его с органами местного самоуправления, работающими непосредственно в ЗАТО.

Не могу не остановиться и на проблемах закрытых городов. Бюджет нашего ЗАТО более чем на 70% дотационный. Собственная налоговая база мизерная. В целом местные налоги в ЗАТО оставляют всего 1,5% от собственной доходной базы бюджета. Тем не менее, мы к их формированию и сбору относимся серьезно. Ежегодно решением Совета депутатов создаем рабочую группу, которая внимательно рассматривает ставки каждого налога, решая сразу же несколько задач: и увеличение поступлений в бюджет, и недопущение ситуации, которая может привести к разорению субъектов малого предпринимательства, к повышению цен на товары и услуги для населения.

К сожалению, в ЗАТО налог на недвижимость не является одной из крупных составляющих доходной части местного бюджета. Этот налог может значительно наполнить местный бюджет в обычных муниципальных образованиях, но не в ЗАТО. Это обусловлено тем, что большая часть населения проживает в специализированном – служебном жилищном фонде. В наших закрытых городах ограничен и круг участников сделок с недвижимостью.

Земельный налог также не в состоянии значительно пополнить местный бюджет. Ведь в ЗАТО большинство земель исключено из гражданского оборота, а число плательщиков этого налога (собственников земельных участков и некоторых других категорий лиц) крайне незначительно.

Коэффициенты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в ЗАТО достаточно сложно установить в величинах близких к максимальным, поскольку значительная часть населения в ЗАТО, обеспечивая свои семьи, занимается частным предпринимательством в сферах торговли и оказания бытовых услуг населения. Установление максимальных значений коэффициентов окажется непосильным для многих частных предпринимателей в связи, с чем они будут вынуждены прекратить свою деятельность и пополнить ряды безработных.

Вот и получается, что с нас требуют повышать собственную налоговую базу и увеличивать сбор средств, а реально местная власть крайне ограничена в своих возможностях формировать и повышать доходы местных бюджетов.

Хотел бы обратить внимание законодательной и исполнительной власти на необходимость отрегулировать вопросы переселения из закрытых городов лиц, утративших связь с ЗАТО. На сегодняшний день существует лишь Постановление Правительства РФ, носящее рамочный характер. На практике часты случаи злоупотреблений переселяемыми лицами, которые продают полученное жилье и возвращаются жить в ЗАТО под любыми предлогами. Это приводит к тому, что несмотря на расходование приличных средств на отселение, нам не удается уменьшить количество неработающего и социально незащищенного населения в ЗАТО, снизить остроту проблемы обеспечения жильем нуждающихся граждан.

Алгоритм, препятствующий возвращению переселенных лиц в ЗАТО, принятый на федеральном уровне отсутствует, а полномочий у региональных и местных властей на его установление нет.

Еще одна проблема – особый режим функционирования ЗАТО, который установлен только Постановлением Правительства РФ. Федерального закона, регулирующего эти правоотношения, до настоящего времени нет. Регламентация въезда и пребывания в ЗАТО граждан, в нем не проживающих, происходит на местном уровне и, как представляется, зачастую сужаются права граждан, - применяется законодательство о въезде на территорию Российской Федерации, при этом не учитывается то обстоятельство, что гражданин уже легитимно находится в РФ. Нормы, принятые на местном уровне, сокращающие сроки пребывания в ЗАТО по сравнению со сроками, в течение которых иностранный гражданин находится в РФ, могут нарушать права граждан. На Федеральном уровне вопросы о сроках нахождения граждан РФ, в нем не зарегистрированных, и иностранных граждан не урегулированы.

В связи с сокращением Вооруженных Сил проблема трудоустройства в частности в нашем ЗАТО обострилась до крайности. Это связано с ограничениями ведения хозяйственной деятельности в закрытых городах. Крупным коммерческим организациям, зарегистрированным в других населенных пунктах, особенно если хотя бы один из учредителей является иностранным гражданином, которые могли бы предоставить достаточное количество рабочих мест для жителей ЗАТО, вложить инвестиции в развитие производства, практически невозможно "внедриться" в ЗАТО. Четкого механизма получения доступа в ЗАТО для них до сих пор не имеется, на федеральном уровне этот вопрос не урегулирован.

Вместе с тем, зачастую, используются обходные иногда и не совсем законные способы "проникновения" таких организаций в ЗАТО (например, по договору поручительства с кем либо из местных предпринимателей. При этом налоги подлежащие уплате в ЗАТО иногородними организациями, "уходят" в другое место, либо вообще не уплачиваются). Механизма контроля со стороны органов местного самоуправления ЗАТО за деятельностью таких организаций нет.

Жилищный кодекс (ЖК РФ), установив общие для России правила выделения социального жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, также не учитывает особенности ЗАТО. Так, в ЗАТО, созданных по линии МО РФ, основная масса семей военнослужащих проживает в служебном жилом фонде. При распаде семей бывшие жены с детьми вынуждены освобождать служебное жилье. По критериям, определенным в ЖК РФ (стоимость имущества и доходы), они формально не относятся к категории лиц, имеющих права на получение социального жилья, фактически же эти бывшие жены не имеют реальных денежных средств для приобретения жилья на рынке.

Вообще, в ЗАТО остро стоит проблема с "бывшими" семьями военнослужащих. Зачастую уезжать им некуда, трудоустроится трудно. Никаких прав, которыми пользуются семьи военнослужащих, "бывшие" не имеют.

Сегодня много говорится о необходимости реформирования системы ЖКХ. Но реализовать те требования, которые применимы в обычных городах, в ЗАТО практически невозможно, т.к. особенности закрытых городов в законодательством не учтены. В ЗАТО крайне медленно приживается оправдавшая себя во многих муниципальных образованиях такая форма управления как ТСЖ, поскольку в ЗАТО в собственности граждан находится небольшая доля жилья ввиду мобильности населения, вызванной уважительными причинами (переводы, переезды к новому месту службы, по программе переселения из ЗАТО и т.д.). Ввиду этого, население фактически отстранено от участия в решении жилищно-коммунальных вопросов.

Не решена на государственном уровне и задача обеспечения ЗАТО энергоносителями, и, в первую очередь, мазутом, особенно расположенных в северных районах. Отсутствует закон, который позволял бы сдерживать аппетиты поставщиков и ограничивать ежегодный значительный рост на тепловую энергию, в несколько раз превышающий уровень инфляции. При перепроизводстве мазута в стране не сложно обязать ту же государственную компанию "Роснефть" по регулируемым государством ценам гарантированно поставлять топливо в мазутозависимые ЗАТО, а руководству РЖД поставить задачу снизить тарифы на перевозку этого мазута. Ведь речь идет всего лишь об одном миллионе тонн мазута для всей Мурманской области. С учетом ежегодного производства в России более чем 60 миллионов тонн этого топлива, речь идет о мизерных объемах, но очень важных для северян, у которых отопительный сезон длится 9 - 10 месяцев в году. Высокий уровень квартплаты ведет к увеличению числа неплательщиков, а также к увеличению числа получателей субсидий, т.е. расходованию бюджетных средств. Представляется, что разумная политика государства в этой части помогла бы сэкономить деньги бюджета, выделяемые на субсидии граждан, и направить их на другие не менее важные социальные цели.

Евгений Алексеев
Исполняющий обязанности
председателя Совета депутатов
ЗАТО г. Североморск

Комментариев нет:

Отправить комментарий