суббота, 24 апреля 2010 г.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Не все жители столицы Северного флота знают, что на территории нашего ЗАТО базируется еще один флот – атомный, ледокольный, которым управляет Федеральное Государственное Унитарное Предприятие (ФГУП) "Атомфлот".

АТОМФЛОТ работает на Россию

Аналогов этому предприятию, как и атомным ледоколам, в мире не существует. ФГУП "Атомфлот" входит в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом". Не так давно, 3 декабря 2009 года, работники предприятия вместе с многочисленными гостями, съехавшимися со всех концов нашей страны, отметили 50-летие атомного ледокольного флота России. ФГУП "Атомфлот" стал родным домом, местом стоянки, ремонта и обслуживания для атомных ледоколов. Отсюда они уходят работать на трассы Северного морского пути, обеспечивая своей работой Мурманску приписку к названию города – "ворота в Арктику", являясь ключами к этим воротам.

Россия – северная страна. И без атомного ледокольного флота ей не обойтись. Ведь еще несколько десятилетий тому назад, до начала эры атомного ледокольного флота, навигационный период в западном районе Арктики насчитывал всего три месяца. Сегодня здесь обеспечено круглогодичное судоходство благодаря атомным ледоколам, роль и значение которых будут постоянно возрастать. Ведь именно российские арктические прибрежные регионы и шельф арктических морей та кладовая, которая способна обеспечить нашу страну и мировое сообщество энергоносителями.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Еще совсем недавно были опасения, что в связи с реорганизацией управления атомным ледокольным флотом, и передачей его из доверительного управления Мурманским морским пароходством, произойдет развал этого важнейшего предприятия. Но итоги прошедшего года работы ФГУП "Атомфлот" в новых условиях показывают обратное. Ремонтно-технологическое предприятие "Атомфлот" превратилось в современный высокотехнологичный комплекс, пережив за последние полтора десятилетия взлеты и падения, повышенный интерес и забвение, и, постепенно, выбирающееся из непростой ситуации, в которой оказалось в период проведения в России экономических реформ.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Сегодня можно с уверенностью сказать, что выход из сложной ситуации и перспективы развития на предприятии связывают с вхождением в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", формированием единого атомно-ледокольного технологического комплекса ФГУП "Атомфлот" и назначением 6 июня 2008 года на должность его генерального директора опытнейшего специалиста Вячеслава Владимировича Рукши, знающего проблемы атомного ледокольного флота не понаслышке. После окончания в 1976 году Ленинградского Высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова до 1990 года Вячеслав Рукша ходил в море на атомных ледоколах. Участвовал в 19 навигациях, включая несколько экспериментальных рейсов с целью продления сроков навигации в Арктике. В послужном списке Вячеслава Рукши должности генерального директора ОАО "Мурманское морское пароходство", Первого заместителя Министра транспорта РФ, Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, советника Президента ОАО "Российские железные дороги". И именно ему руководство страны доверило руководство стратегически важным предприятием.

АТОМФЛОТ работает на Россию

За год с небольшим сложно добиться кардинальных изменений в лучшую сторону на таком сложнейшем предприятии, но, тем не менее, положительные сдвиги видны. Удалось сократить расходы на содержание атомного ледокольного флота в 2009 году на 500 млн. рублей.

Предприятие полностью погасило задолженность прошлых периодов, в госбюджет перечислено более 1,1 млрд. рублей налоговых платежей и обязательных отчислений. Одной из серьезных проблем, стоявших в период реформирования предприятия, являлась кадровая проблема. Но, несмотря на все опасения, кадровый потенциал, без которого невозможно дальнейшее развитие атомного ледокольного флота, удалось сохранить. Этого удалось добиться, в том числе, за счет повышения заработной платы. Сегодня на этом предприятии одна из наиболее высоких заработных плат в Мурманске, которая составляет в береговых подразделениях - 42 997 рублей, у плавсостава - 47863 рублей.

АТОМФЛОТ работает на Россию

На высоте и решение ответственных производственных задач. ФГУП "Атомфлот" выполнило обязательства по обеспечению арктического судоходства на трассах Северного морского пути. Атомные ледоколы "Ямал" и "Таймыр" участвовали в обеспечении выгрузки грузов, доставленных судами Северного морского пароходства для газовиков Харасавэя на полуострове Ямал. Атомные ледоколы "Россия" и "50 лет Победы" обеспечивали ледовую проводку двух немецких судов из Китая в Обскую губу с оборудованием для Сургутской ГРЭС. Эти рейсы организовала немецкая судоходная компания "Белуга шиппинг" и ЗАО "Русская экспертная морская сюрвейерская компания". Атомоход "Ямал" успешно выполнил задачу по снятию с льдины полярников станции "Северный полюс-36" и высадке коллектива станции "СП-37".

В этом году атомные ледоколы будут востребованы для продолжения работ по определению границ российского континентального шельфа. Планируется проводка судов компании "Совкомфлот" по Севморпути. Неплохие и более отдаленные перспективы. По- видимому, именно ФГУП "Атомфлот" будут переданы для эксплуатации плавучие атомные электростанции, первая из которых уже строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Безусловно, без атомных ледоколов будет невозможно освоение месторождений углеводородного сырья арктического шельфа.

АТОМФЛОТ работает на Россию

С целью организации работ на морских месторождениях в сентябре 2005 года была принята к реализации "Программа работ ОАО "Газпром" по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года". Этот документ предусматривает комплексное и поэтапное освоение углеводородных ресурсов акваторий, использование современных высокоэффективных технико-технологических решений по всем направлениям работ с учетом передового мирового опыта. Уже сейчас целый ряд судостроительных предприятий России выполняет заказы газовиков по производству технических средств и строительству флота для освоения арктического шельфа. Скажем, в Северодвинске "ПО "Севмаш" ведет строительство морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", соседи в лице ФГУП ЦС "Звездочка" сооружают самоподъемную плавучую буровую установку "Арктическая", а на Выборгском судостроительном заводе все четче проступают контуры гигантских полупогружных буровых установок "Северное сияние" и "Полярная звезда". До 2020 года для освоения российского континентального шельфа компании потребуются более десяти буровых и технологических платформ, более 60 судов и плавтехсредств различного типа, а также до 23 танкеров для перевозки СПГ. Для обеспечения работы этой армады специальных средств по разведке недр шельфа и добыче углеводородного сырья в зимних, ледовых условиях потребуется напряженная работа атомного ледокольного флота.

Атомный ледокольный флот в перспективе будет востребован и для обеспечения геологоразведочных работ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где шельф остается "огромным белым пятном". Эти территории почти не охвачены поисковыми работами из-за их высокой стоимости и сложных климатических условий.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Не обойтись нефтегазодобывающим компаниям, работающим на Ямале и арктическом побережье без доставки грузов, для обустройства новых месторождений, а для этого также необходимо ледокольное обеспечение. Ведь все разговоры о глобальном потеплении – это для дилетантов, которые представления не имеют о ситуации в Арктике. Европа уже вкусила прелести "потепления", да так, что даже оборудование норвежских нефтегазодобывающих компаний не выдержало холодов, и выходило из строя, заставив жителей Великобритании вздрогнуть от возможных перебоев с поставками газа с норвежских шельфовых месторождений. Не выдержало "железо" в Северном и Норвежском морях, откуда ЕС получает около 200 млрд. кубометров газа в год. В первые десять дней января последовательно вышли из строя основные мощности по поставкам норвежского газа с месторождений Troll, Asgard и Ormen range, вынудив премьер-министра Великобритании Гордона Брауна выступить со специальным успокоительным обращением к нации.

Температура минус 15 градусов по Цельсию оказалась непосильным испытанием для инфраструктуры, рассчитанной на работу в более щадящих условиях северной Атлантики, где теплое течение Гольфстрим обеспечивает мягкую зиму даже в приполярных широтах.

А в Арктике льда хватает. И его площадь не уменьшается, а увеличивается, создавая трудности и в освоении нефтегазовых месторождений, и для судоходства.

АТОМФЛОТ работает на Россию

В 2005 году Правительством России было выделено 900 миллионов рублей на проектирование двухосадочного ледокола, которое было завершено в 2009 году. Начало его строительства было отложено на 2011 год из-за финансового кризиса, но серия из 3 или 5 таких ледоколов будет построена. Они смогут проводить суда во льдах, толщиной до 3 метров.

Однозначно потребуется создание и ледокола "Лидер", для обеспечения круглогодичной работы в Арктике со способностью прокладывать каналы для судов во льдах толщиной от 4 до 5 метров. А пока, перед руководством предприятия, специалистами береговой базы, экипажами атомных ледоколов стоит задача продления ресурса работы атомных паропроизводящих установок атомоходов "Вайгач" и "Таймыр" до 200 тысяч часов, а ледоколов типа "Арктика" до 175 тысяч часов, чтобы обеспечить их работоспособность до момента ввода в строй новой серии атомных ледоколов.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Но ФГУП "Атомфлот" - это не только атомные ледоколы и суда атомного технологического обеспечения. Это современное, мощное предприятие по обеспечению технической эксплуатации флота. На "Атомфлоте" трудятся специалисты экстра класса. Здесь специалистам часто приходится выполнять штучные и уникальные работы, которые никогда, никем и нигде не выполнялись. Благодаря специалистам "Атомфлота" ледоколы в кратчайшие сроки возвращаются из ремонта в строй действующих.

Осенью этого года на предприятии выполнен доковый ремонт плавучей технической базы "Лепсе" с целью ее подготовки к переходу на СРЗ "Нерпа" для проведения утилизации. Кроме того, ремонт в собственном доке прошли атомный ледокол "Арктика" и плавбаза "Лотта", теплоход "Серебрянка". Докование судов проводится с высоким качеством, оно включает в себя очистку и окраску корпусов на уровне лучших мировых стандартов.

АТОМФЛОТ работает на Россию

Не забывают здесь и о вопросах обеспечения и снижения радиационной безопасности. На средства, выделенные в рамках программы АМЕС США и Норвегией, создана накопительная площадка, которая позволит ускорить процесс вывоза с территории Кольского полуострова отработавшего ядерного топлива, в том числе и с хранилища в Губе Андреева. Этой же цели послужит завершение строительства в Италии нового судна-контейнеровоза для ФГУП "Атомфлот".

Нельзя не отметить, что силами специалистов предприятия удалось обеспечить переход на место постоянного базирования у Мурманского морского вокзала первого атомного ледокола "Ленин". На его борту уже побывало более 20 тысяч туристов.

ФГУП "Атомфлот" - одно из тех уникальных предприятий, которое является национальным достоянием России. Немало недругов нашей страны с удовлетворением потирали бы руки, если бы оно прекратило свою работу, что имело бы далеко идущие негативные последствия для безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, а, значит, и для его использования и в народнохозяйственных целях, и в интересах национальной безопасности, и в грядущем освоении несметных богатств побережья и шельфовой зоны арктических морей, и в обеспечении бесперебойной работы Северного морского пути.

Пророческие слова Михаила Ломоносова о том, что богатства России будут прирастать Сибирью и морями ледовитыми следовало бы дополнить словами ... и атомными ледоколами.

Евгений Алексеев

Комментариев нет:

Отправить комментарий