среда, 12 мая 2010 г.

Еще раз о контроле

Читая заключение Контрольно-счетной палаты Мурманской области о проведенной проверке годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО г. Североморск за 2009 год, поймал себя на мысли, а необходимо ли такое количество проверок и проверяющих? Наверное необходимо. Такие проверки - гарантия рачительного и целевого исполнения бюджета, расходования тех средств, которые поступают в виде местных налогов, дотаций из федерального центра и регионального бюджета.

Конечно, Федеральный Закон "О местном самоуправлении" предполагает возможность создания в муниципальных образованиях контрольных органов. В течение последних лет, особенно в ходе предвыборных кампаний, да и в период обсуждения изменений, вносимых в Устав ЗАТО, один из жителей нашего города активно настаивал на создании контрольного органа. Согласно вышеназванному закону такой орган действительно может быть сформирован в ходе муниципальных выборов или представительным органом местного самоуправления - Советом депутатов в соответствии с Уставом ЗАТО.

Контрольный орган создается для контроля над исполнением бюджета, порядка подготовки и рассмотрения его проекта, а также отчета о его исполнении. На контрольный орган также возложены функции надзора за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Федеральный Закон "О местном самоуправлении" был принят в октябре 2003 года. Но к этому времени уже был отлажен механизм контроля над принятием бюджета и его исполнением. Он осуществляется Управлением финансов, целевыми проверками КРУ, Счетной палатой Мурманской области. Поэтому, когда на заседании Совета депутатов в 2004 году встал вопрос о создании контрольного органа, депутаты пришли к выводу о нецелесообразности такого шага.

Основные доводы при принятии такого решения были следующие.

Во-первых, бюджет нашего ЗАТО более чем на 70% дотационный, и все поступающие средства носят целевой характер, их использование на другие нужды недопустимо.

Во-вторых, система контролирующих органов КРУ, Счетная палата Мурманской области, Счетная палата РФ, Управление финансов ЗАТО г. Североморск, проводящие регулярные проверки. Кроме этого, Совет депутатов постоянно заслушивает отчеты об исполнении бюджета. Все это исключают всякие возможности для нецелевого использования бюджетных средств. И за последние годы читая заключения контрольных органов, проводивших проверки, я в этом убедился.

В-третьих, создание контрольного органа потребовало бы дополнительных, и немалых  расходов на оплату труда нескольких сотрудников этого учреждения, что явно не способствовало бы экономии бюджетных средств, особенно в нынешних условиях.

Отказ от создания контрольного органа в Североморске ни в коей мере не повлиял на качество и регулярность проверки исполнения бюджета, на порядок расходования бюджетных средств, о чем свидетельствует очередной итоговый  документ  внешней проверки бюджета ЗАТО г. Североморск за 2009 год Счетной палатой Мурманской области. В ходе этой проверки были изучены 12 главных администратора бюджетных средств. Выводы данной проверки говорят о том, что показатели годового отчета об исполнении бюджета за 2009 год соответствуют требованиям, а выявленные отдельные недостатки, допущенные главными администраторами, не повлияли на достоверность отчета об исполнении бюджета.

Вместе с тем, указано, что перед рассмотрением итогов исполнения бюджета за очередной год на заседании Совета депутатов должна проводиться его внешняя проверка. А это было сделано впервые, что обязывает нас быть более внимательными в части исполнения Бюджетного кодекса.

Евгений Алексеев

Комментариев нет:

Отправить комментарий