пятница, 12 ноября 2010 г.

Ищем резервы, пополняем бюджет

Традиционно в осенние месяцы года в коридорах власти постоянно и активно звучит слово бюджет. К сожалению, кризисное время напрямую и отрицательно отражается на формировании бюджетов всех уровней. Так бюджет текущего года Североморска по сравнению с прошлым уменьшился почти на 500 миллионов рублей.

Специфика нашего местного бюджета имеет ряд особенностей. Во-первых, его полное формирование происходит после того, как будут известны контрольные цифры федерального бюджета и бюджета Мурманской области, т.к. на 2/3 наш бюджет формируется за счет федерального и регионального бюджетов. И эти цифры два последних года не растут, а уменьшаются. Во-вторых, имеется особенность в пополнении доходной части бюджета, вызванные ограничениями по развитию предпринимательской деятельности, земельным оборотом, налогообложением недвижимости, что связано со статусом закрытого административно-территориального образования.

Понимая важность тщательного подхода к формированию бюджета следующего года, депутаты Совета депутатов готовятся не только рассматривать проект, поступивший от Главы ЗАТО, но и искать резервы в пополнении его доходной базы.

Традиционно накануне утверждения бюджета в Совете будут проведены бюджетные слушания, в ходе которых руководители бюджетных сфер и тех организаций, которые получают бюджетное финансирование обсуждают свои предполагаемые расходы на очередной финансовый год. Именно здесь депутаты могут целенаправленно изучить все расходы бюджета.

Губернатор Мурманской области призвал нас заняться администрированием местных налогов, а резервов в этом вопросе более чем достаточно. Ежегодно решением Совета депутатов мы создаем рабочую группу по подготовке проектов местных налогов. Итоговые данные по местным налогам ежегодно незначительно растут. Ставки по всем видам налогов мы решили оставить без изменения, т.к. практически в два раза вырастет налоговая нагрузка и предприниматели, если налоги повысить просто прекратят свою деятельность. Это приведет к снижению и налоговых поступлений, и к дополнительной безработице, и исчезновению необходимых городу частных предприятий в сфере бытового обслуживания, продажи продуктов питания и товаров первой необходимости. Поэтому, комиссия предложила Совету депутатов ставки коэффициента К-2 по единому налогу на вмененный доход снизить примерно на 10%.

Считаю, что в таких условиях необходимо разработать конкретную программу по повышению доходной базы муниципального образования. В первую очередь она должна предусматривать мероприятия по повышению собираемости местных налогов с конкретными исполнителями. Так, например, для повышения собираемости на имущество физических лиц следует выверить списки плательщиков налога. Даст свой результат и проведение инвентаризации объектов недвижимости на территории ЗАТО. Как показывает практика, отдельные собственники недвижимости несвоевременно регистрируют свое право на недвижимое имущество, и если есть необходимость, то можно оказать им помощь в решении данной проблемы. Все это должно сопровождаться постоянной разъяснительной работой. С этой целью было бы правильно использовать возможности Союза предпринимателей.

Относительно мероприятий по земельному налогу. Необходимо также выверить списки плательщиков этого налога, провести инвентаризацию земельных участков, и при необходимости, оказать помощь в оформлении права собственности. Хотя, и здесь резервы у нас небольшие, т.к. 85% земли находится в федеральной собственности.

Почти 90% собственных доходов бюджета дает налог на доходы физических лиц. И здесь, прежде всего, важна полнота и своевременность выплаты заработной платы, доведение ее до уровня прожиточного минимума. Увеличение поступлений налогов даст возможность осуществить планируемое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в этом году, а в планах Губернатора Мурманской области повысить ее дважды в 2011 году, что в свою очередь даст прибавку к доходам местного бюджета.

Здесь особенно важна организация информационного обеспечения, в том числе, через средства массовой информации по разъяснению прав населения в сфере трудовых отношений. При этом следует сделать упор на разъяснении того, к чему может привести получение работниками частных предприятий заработной платы в конвертах.

Следует обратить внимание и на неналоговые доходы. Это, прежде всего, доходы от использования муниципального имущества. Было бы целесообразно провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного или бесхозного и продумать, как с наибольшей эффективностью для ЗАТО его использовать для пополнения бюджета.

Такие же проверки следует провести и в муниципальных предприятиях и организациях, в которых есть закрепленное имущество, выявить либо лишнее, или используемое не по назначению  в необходимых случаях его можно даже изъять и перераспределить для более эффективного использования.

Следует проверить, все ли объекты зарегистрированы, включая земельные участки.

Многое можно сделать для того, чтобы повысить доходность объектов недвижимости. Так есть возможность применить механизмы рыночной оценки при использовании объектов недвижимости.

Для того, чтобы повысить арендные поступления высокодоходную недвижимость следует предоставлять в аренду на конкурсных условиях.

Было бы правильно установить порядок контроля над использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Для того, чтобы физические и юридические лица знали о земельных участках и объектах недвижимости, которые могут быть переданы в аренду, необходимо создать их реестр, и сделать его доступным для каждого желающего.

Нельзя оставлять в стороне и доходы от иной предпринимательской деятельности, приносящей доход.

Надо поддерживать предложения по увеличению поступлений в бюджет от оказываемых бюджетными учреждениями платных услуг. Администрации ЗАТО г. Североморск следует разработать регламент установления цен, расценок и тарифов по предоставляемым платным услугам бюджетных учреждений.

Свою долю в пополнение бюджета ЗАТО может внести и вносит административная комиссия, применяемая меры административного воздействия к нарушителям в соответствии с Административным Кодексом РФ.

Перечисленные предложения могут стать основой для активизации работы по пополнению бюджета ЗАТО г. Североморск. Теперь дело за малым: реализовать это на практике.

Евгений Алексеев

Комментариев нет:

Отправить комментарий