Непростая задача стояла перед рабочей группой, которую я возглавлял, по определению ставок местных налогов. Перед нами стояла задача найти золотую середину, т.е. не снизить доходы бюджета и в тоже время не ущемить интересы предпринимателей. И если обсуждение проекта решения Совета депутатов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц не было длительным, то коэффициент К-2 единого налога на вмененный доход обсуждали не на одном заседании. Понимая, что налоговая нагрузка на предпринимательство и малый бизнес возрастает, комиссия приняла решение снизить на 10% К-2 по всем видам деятельности и вынесла это решение на заседание постоянной комиссии Совета депутатов. Это решение комиссии было продиктовано возрастанием налоговой нагрузки на малый бизнес с 1 января 2011 года. Сравнительный анализ по данной проблеме с другими городами Мурманской области показал, что в ЗАТО Североморск коэффициенты К-2 одни из самых низких в Мурманской области, и их снижение повлияет на снижение доходной части бюджета. На заседании Совета депутатов было принято решение К-2 не менять. Негативно относится к снижению налогов и министерство финансов Мурманской области, ограничивая в этом случае свою помощь.
Вместе с тем, мы приняли Обращение в адрес Мурманской областной Думы, текст которого прилагается. Суть его в том , что с 1 января 2011года, в отношении предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих ЕНВД, налог во внебюджетные фонды возрастает в 2,4 раза, а для тех, кто находится на общей системе налогообложения в 1,3 раза, что естественно заставит предпринимателей если не сворачивать свой бизнес, то перейти на зарплату в конвертах, либо увольнять работников, либо закладывать разницу в сумму товара, что вызовет рост цен примерно на 5-7%. Все эти изменения явно не соответствуют провозглашению того, что государство поддерживает малый бизнес.
В этот же день в Мурманске я принял участие во встрече Министерства экономического развития Мурманской области с региональным отделением ОПОРА РОССИИ и ФОРМАП с представителями бизнеса и власти. В этой встрече принимали участие предприниматели ЗАТО г. Североморск. Участники задавали вопросы, на которые отвечал министр экономического развития Мурманской области Ефремов Юрий Леонидович. Вопросы касались отказа органов власти отдельных городов области в выкупе помещений отдельным предпринимателям, предлагалось внести существенные изменения в ФЗ-94 с учетом особенностей районов Крайнего Севера, обсуждалась тарифная политика муниципалитетов и Мурманской области, необходимость открытости формирования тарифов. Юрий Ефремов призвал участников к взаимному сотрудничеству. В заключении председатель Мурманского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ Сафин Радик Асгатович призвал участников принять участие во Всероссийской акции с целью обратить внимание правительства Российской Федерации на непомерный рост налоговой нагрузки для малого бизнеса. На этом встреча завершилась. Здесь уместно привести такое сравнение - весь пар ушел в свисток.
Остается отслеживать судьбу обращения Совета депутатов на уровне Мурманской областной Думы. Хочу довести наши предложения до участников съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, в котором буду принимать участие на этой неделе в г. Москва.
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ 184600 Мурманская обл., ЗАТО г. Североморск, ул. Ломоносова, 4 т. 4-95-40 исх. № _______ от _______ 2010 г. Председателю Уважаемый Евгений Викторович! Уважаемые депутаты Мурманской областной Думы! На высшем уровне и из уст Президента РФ, и Председателя Правительства РФ звучали обращения ко всем надзорным, контролирующим и законодательным органам "не кошмарить малый и средний бизнес". Действительно, стало меньше проверок, предпринимателям стало спокойнее работать. Но сейчас предпринимательское сообщество с ужасом ожидает наступления часа "х", когда в полной мере будет введена в действие система замены единого социального налога (ЕСН) обязательными страховыми взносами. Это значительно, практически в два с половиной раза увеличивает налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса и приведет к негативным последствиям, как для самих предпринимателей, так и для бюджета, который не только не увеличит сбор налогов, но, наоборот потеряет и из-за закрытия предприятий малого и среднего бизнеса, и из-за уплаты заработной платы в конвертах. Ситуация складывается прямо противоположно благим намерениям, продиктованным законодателями. При обсуждении реформирования системы обязательного социального страхования и пенсионной системы указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес. С начала текущего года замена действовавшего ЕСН тремя страховыми взносами не отразилась на финансовом положении бизнес-структур. Как было 26 процентов от фонда оплаты труда (ФОТ), так пока и остается. Это "пока" продлится до нового года. С 1 января размер страховых взносов повысится до 34 процентов. Принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В свое время эти налоговые режимы позволили оживить предпринимательскую активность. Люди поверили в твердую волю государства развивать малый бизнес. Сейчас же, замена ЕСН страховыми взносами происходит таким образом, что возрастает налоговая нагрузка именно на малые предприятия, применяющие "упрощенку" и "вмененку". Как известно, предприниматели, работающие по УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов, поскольку часть налога, взимаемого в связи с применением УСН и ЕНВД, направляется в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К тому же "упрощенцы" и "вмененщики" платят взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 14 процентов от ФОТ. С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. То есть, в них направится и доля фондов. Одновременно в отношении предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20 процентов. При общем же режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов. В результате для предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно потяжелеет в 2,4 раза. Тогда как для применяющих общий режим налогообложения - в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, "вымирания". Увеличение финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей, тем более в посткризисный период, будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой "оптимизации". При этом можно ожидать, что уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам правительства РФ в 2010 году составит мизерный один процент. Есть опасения, что предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес. Либо, чтобы выжить, компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы "в конвертах". Первое фактически будет означать "оптимизацию" численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц, которыми так "гордился" Минфин России в результате перехода на "плоскую" шкалу налогообложения. Если все же представители малого бизнеса решат остаться в правовой плоскости, они будут вынуждены дополнительные расходы заложить в стоимость своей продукции, товара или услуги. И с учетом того, что доля фонда оплаты труда составляет более половины всех расходов, нам предстоит ждать увеличения стоимости товаров на 5-7% автоматически. На основании изложенного просим Вас выступить в Государственной Думе РФ с законодательной инициативой в поддержку малого бизнеса, а именно распространить на "упрощенку" и "вмененку" льготные размеры страховых взносов на переходный период, например, 20,2 процента на 2011 и 2012 годы и 27,1 - на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога).В данном случае выпадения доходов бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес будет хоть и ощутимым, но постепенным, и у него появится время для адаптации к новым условиям. Предпринимательское сообщество и депутатский корпус муниципального образования ЗАТО г.Североморск надеются на поддержку представителей законодательной власти Мурманской области. Для таких городов, как Североморск, для моногородов России применение новой системы налогообложения может иметь катастрофические последствия, с учетом состоявшихся сокращений вооруженных сил, предприятий оборонного ведомства и приведет к еще большему росту безработицы, социальной напряженности, росту цен на основные продукты питания и услуги. Наконец, властные структуры не должны забывать о предстоящих выборах в региональные законодательные органы власти, в Государственную Думу и Президента РФ. Прошедшие довыборы в Мурманскую областную Дума по Североморскому избирательному округу в условиях ухудшения социально-политической и экономической ситуации показали крайне низкую явку избирателей. Если власть не изменит отношения к предпринимателям, то можно ожидать усугубления ситуации, когда избиратели, доведенные до отчаяния, отдадут голоса за представителей партий и движений, использующих популистские лозунги и призывы. Нам не хотелось бы стать свидетелями такого развития событий. Надеемся, что депутаты Мурманской областной Думы разделяют нашу озабоченность и опасения. У нас еще есть время исправить ситуацию. Обращение принято на заседании Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск 18 ноября 2010 года.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий