среда, 10 марта 2010 г.

Финансы и романсы

Финансы и романсы

Только ленивый сегодня не говорит о кризисе, о тяжелых временах, о том, что в ближайшее время придется потуже затянуть пояса. Это в полной мере касается и нашего города, бюджет которого по сравнению с прошлым годом стал меньше почти на полмиллиарда рублей.

Не в лучшем положении сегодня и бюджет Мурманской области. Поэтому губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко поставил задачу поиска резервов в пополнении собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований.

Здесь следует отметить, что последние лет десять мы жили безбедно. За это время нам удалось сделать немало, особенно в плане приведения многих муниципальных объектов в образцовое состояние. Но дотационность нашего бюджета более чем на 70% нас развратила. Собственная доходная база нашего бюджета, к нашему стыду, росла вместе с ростом инфляции.

Так к чему же призывает нас губернатор? Стоит задача администрирования местных налогов. Несколькими годами ранее таких налогов было семнадцать, а сегодня только три. Кстати, моя дипломная работа в академии государственной службы была посвящена финансам местного самоуправления, где давался анализ поиска резервов в увеличении собственной налоговой базы местного бюджета.

А теперь о нашей работе сегодня. Скажу, что мы здесь не сидим сложа руки. Совет депутатов ежегодно рассматривает, обсуждает и утверждает ставки местных налогов.

Накануне утверждения бюджета решением Совета депутатов мы создаем рабочую группу в составе депутатов, финансового управления администрации ЗАТО, представителя налоговой инспекции и в ходе непростой дискуссии нивелируем ставки земельного налога, налога на доходы физических лиц, коэффициент К-2 единого налога на вмененный доход. Из-за особенностей ЗАТО доходность местных налогов в бюджете по прошлому году составила всего 1,5%, а сумма всего немногим более 12 млн. рублей. Возникает естественный вопрос, а почему так мало? Что мы можем получить от земельного налога, если более 90% земли в ЗАТО это федеральная собственность. Более того, практически все муниципальные предприятия имеют льготу по земельному налогу. Не платят земельный налог отдельные юридические и физические лица, не оформившие земельные участки. Так бетонный завод, длительно работающий на территории ЗАТО и занимающий более 1500 квадратных метров не оформил земельный участок и естественно не платит земельный налог. Не платят налог и многочисленные владельцы личных гаражей, также не оформившие земельные участки.

Теперь о налоге на доходы физических лиц, который Совет депутатов запредельно увеличивать не может, хотя его величина год от года растет. Учитывая, что с 1 января 2010 года коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности составляет 40,54 – на территории ЗАТО необходимо провести инвентаризацию стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Это привело бы к увеличению сумм поступлений в бюджет.

И третий, единый налог на вмененный доход. Величина коэффициента К-2 регулируется Советом депутатов. И здесь важно учесть интересы пополнения бюджета и интересы предпринимателей. Понимая, что кризис коснулся и предпринимателей мы коэффициент К-2 существенно не меняем уже третий год.

Есть еще один путь увеличения доходной части бюджета, который состоит в увеличении отчислений от ставок федеральных или региональных налогов. На протяжении девяти лет я принимаю участие в работе Координационного Совета представительных органов местного самоуправления городов России, (в состав Координационного Совета входят 25 руководителей представительных органов городов России). Ежегодно мы обсуждаем тему увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований путем изменения отчислений ставок федеральных и региональных налогов и выходим с инициативой, через депутатов Государственной Думы, об изменении соответствующего Федерального Закона. Практически постоянно мы настаиваем на увеличении отчислений в пользу местных бюджетов подоходного налога, а также о зачислении транспортного налога в число местных налогов.

И если на федеральном уровне нам это сделать до сих пор не удалось, то губернатор Дмитрий Дмитриенко на текущий год провел через Мурманскую областную Думу решение об увеличении на 10% отчислений в местные бюджеты от подоходного налога. К чему это приведет- покажет время.

Губернатор ужесточил требования к муниципалитетам по оказанию финансовой помощи из областного бюджета. В последние 3-4 года сложилась такая практика между муниципальной и региональной властью, что можно было написать письмо губернатору и попросить денег, но при этом ничего не сделать для сбора недополученных налогов.Такого больше не будет,- подчеркнул губернатор. Теперь чтобы получить финансовую помощь необходимо выполнить десять требований министерства финансов Мурманской области. Эта процедура напоминает механизм получения кредита в банке. Теперь муниципалитетам придется рассчитывать только на собственные силы.

С целью мобилизации сил и средств на пополнение и экономное расходование бюджетных средств нами была создана Межведомственная комиссия по обеспечению доходов местного бюджета ЗАТО г.Североморск, которая провела свое первое заседание и свою работу спланировала. В плане предусмотрены мероприятия по выявлению собственников движимого и недвижимого имущества, земельных участков, не оформивших свое право на имущество и землю. Намечены меры по привлечению их к налогообложению.

Можно было подумать, что об этом не было известно раньше. Ведь это элементарное нежелание таких структур как налоговая инспекция, КУМИ, отдела в администрации ЗАТО, который занимается вопросами градостроительства совместно заниматься мероприятиями, определенными в функционале каждого. Вот каждый и считает, что моя хата с краю. А бюджет недополучает реальные деньги. Только возникает один вопрос, а кто будет координатором, объединяющим усилия вышеперечисленных структур? Или опять поговорили - поговорили и разошлись, считая это не своим делом. Не хочется давать никаких оценок заранее - поживем, увидим.

И еще об одной проблеме связанной с финансами.

Накануне выборов отдельные кандидаты в депутаты упорно отстаивают идею создания контрольного органа в системе органов местного самоуправления. Я уже устал объяснять на всех уровнях, что для ЗАТО это абсолютно ненужная структура. Во-первых, бюджет ЗАТО дотационный более чем на 70% и все средства имеют целевой характер, во-вторых, контролирующих органов у нас сегодня предостаточно - управление финансов, областное КРУ, счетная палата РФ (которая за последние десять лет работала у нас трижды) и Совет депутатов, который проводит внешнюю проверку бюджета, в-третьих, это очередное увеличение числа муниципальных служащих, которых должно быть не менее трех, с солидными окладами, и в-четвертых, по-моему мнению, нам нужен не контрольный орган, а некая аналитическая, если угодно, консалтинговая структура, способная выявлять пути и возможности пополнения доходной части бюджета и быть правой рукой у Главы муниципального образования. Именно этой проблемой должен заняться вновь избранный Совет депутатов.

Несмотря на большое количество проблем, основания для оптимизма есть и, перефразируя известную пословицу, можно сказать - "По финансам в нашем ЗАТО - рано петь романсы".

Евгений Алексеев

Комментариев нет:

Отправить комментарий